Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → О Подворье → История Храма святителя Николая

История Храма святителя Николая

Благодарный венок воспоминаний 

2 января отошёл ко Господу батюшка Сергий, архимандрит. Для кого-то — горячо любимый духовный отец, счастливо обретённый около 30 лет назад, для кого-то — встреча-откровение на первой в жизни исповеди, для кого-то — грозный и непонятный монах ... И для всех — Личность, соприкосновение с которой не могло оставить равнодушным никого.  

Никто из нас не знал его по-настоящему ... Попробуем все вместе набросать его портрет, поделившись дорогими сердцу воспоминаниями о батюшке. Веселые и грустные, задумчивые и радостные, короткие и длинные... - наши истории будут вплетаться в один БЛАГОДАРНЫЙ ВЕНОК ВОСПОМИНАНИЙ. Написанные просто и безыскусно, искренне, от души, эти рассказы дадут возможность познакомиться,пусть и после его смерти, с удивительным человеком, которого Господь послал на нашем пути. 

***

Вот уже почти год как на 76-м году жизни преставился ко Господу наш любимый батюшка Архимандрит Сергий. И сегодня, разделяя со всеми родными и близкими скорбь утраты, мы возносим свои молитвы ко Господу и Спасу нашему Иисусу Христу: "Да упокоит Он раба своего Архимандрита Сергия в селениях праведных и дарует ему бесконечную радость Богообщения, которая была для него основной ценностью на поприще земного бытия". 

Господь призвал к себе ревностного труженика, который на протяжении более 40-лет с любовью совершал службу Божию, тщательно исполнял порученные ему послушания. Посему его труды не раз по достоинству отмечались церковными наградами. Вся его жизнь являет достойный пример служения Матери Церкви и людям Отечества нашего!

Его скромность, честность, исполнительность, благоговейное отношение к святыням, стремление жить и служить нуждам своих прихожан, стяжали ему нелицемерную, подлинную любовь тех, с кем сводил его Господь!

С огромной любовью и теплотой (особенно сейчас) вспоминаются те годы, которые нас связывали с батюшкой: 

- Это и служение его в Храме Иоанна Воина. Особенно трогательны воспоминания о преподавании батюшки в Воскресной школе. Именно на его уроках дети со своими родителями (первоначально уроки совершались в самом храме) затаив дыхание слушали как им преподносится слово Божие. Тихий голос батюшки и его уникальное знание предмета творили чудеса. Вокруг все просто не дышали, боясь что-то пропустить. Это уникальный дар, его голос не сравним ни с кем! 

- Это и годы восстановления храма святителя Николая в Голутвино. Только под руководством человека с огромным, требовательным и невероятно профессиональным подходом и большой любовью стало возможным в кротчайшие  сроки превратить руины в замечательный храм, который до сегодняшних  дней радует православных христиан. Восстановление храма - это особая   страница его истории, которая требует отдельного рассказа. 

- Почетные годы (2011-2019гг.), которые Архим. Сергий достойно и с честью служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, никак не разделяли нас с ним. Каждый из нас знал, что мы не одни, за нас есть кому помолиться! В любой момент можно звонить, а лучше навестить батюшку. Многие так и делали. Я, например, всегда чувствовала духовную и житейскую поддержку, благодаря который удавалось выходить из тяжелых состояний, а, главное, помогало освободиться от греха. Что может быть главнее, чем свобода от греха! 

На протяжении длительного времени моя семья находилась в непростой проблемной ситуации. И только молитвами родного батюшки (только его молитвами!) она разрешилась. Не забуду, как же радовался о. Сергий вместе с нами! 

Огромное значение о. Сергий придавал церковной ПРОПОВЕДИ. Он считал ее наиболее важным элементом служения. Этому способствовали и его личные качества: высокий профессионализм (во всех сферах человеческой деятельности) честность, высоконравственность и, конечно, огромное трудолюбие. Проповеди батюшки были "глотком свежего воздуха" для всех его чад. Можно сказать ось, на которой держится наша вера к Богу! Для меня проповеди о. Сергия навсегда остаются ориентиром в вере и жизни. 

Много хорошего и важного бесконечно можно говорить о батюшке (надеюсь, добрые и порядочные люди будут рассказывать о нем), но мне еще хочется поделиться о ИСПОВЕДИ у о. Сергия. Замирает сердце, когда вспоминаешь это таинство. Только через о. Сергия я пришла к пониманию "настоящая исповедь". Много лет назад он так и сказал мне: " Поздравляю, сегодня у тебя была настоящая исповедь». Весь храм подходил ко мне и спрашивал: «Что с тобой?», но я не могла и глаз поднять. Было это единожды, больше не припомню. Он точно обнимал своим отеческим духом, и через его состояние чувствовалось, что "Христос невидимо между нами". Трепет, страх, тревожность, которые предшествуют исповеди, у такого батюшки достойно вознаграждаются после покаяния. Он мог и не дать разрешения и епитимию наложить, т.к. не переносил нарушений заповеди любви. Главное для него было отношение к ближнему! У каждого свой путь, иногда очень трудный, иногда полегче. Но в любом случае, надо уметь делать усилия над собой. А мы не любим, когда требуется проходить через "тесные врата"! 

О. Сергий МАСТЕРСКИ ВЛАДЕЛ СЛОВОМ, не распылялся ни на какие мелочи. Он видел главное, задавал правильные вопросы, и ему сразу же открывалась истина, которую сам человек порой не осознавал. Батюшка зрел в сердце моментально. Он духовно исключительный человек!!! Благодарю Господа, который привел меня к нашему любимому о. Сергию!            

                                                                                             Людмила Маслакова

***

Батюшка и Богослужение

Голутвино было нашим домом. Там происходи́ло все важное в нашей жизни. А домострои́телем был Батюшка, направляя и науча́я всему́ , что касалось наших душ. Конечно, как и всегда, большо́е видится на расстоянии, но ведь и плоды поспевают только к осени.

Думается, что в жизни Батюшки, Голутвино стало главной вехой служения. Он восстановил храм, насадил прекрасный сад вокруг, собрал общи́ну-приход, наладил ежедневное богослужение и призвал Духа Святого на всё то, что возродил, чтобы вернуть наши ду́ши в ру́ци Божии. Он научил нас любить службы, вслушиваться в слова молитв и песнопений. У него был дар читать Псалтирь и Евангелие так, как будто он пересказывал их от своего лица, точно был свидетелем происходившего. Читал не спеша, но и не слишком медленно, словно сам рассказывал. При этом раскрывалась и красота церковно-славянского языка, и поэзия самого текста, отчего все слова попадали прямо в сердце. Конечно, мы пытались ему подражать.

Обязательно присутствовали чтения за богослужением. Сначала просто поучения древних старцев (Авва Дорофей, с него начали), затем жития святых (их читали за трапезой, потом и за богослужением), затем отцы Церкви (проповеди современников в том числе). На постовых службах, доходивших до шести часов кряду, читались Ле́ствица, Лавса́ик, Добротолю́бие, преп. Ефрем Сирин, Свт. Василий Великий, свт. Игнатий Брянчанинов, письма свт. Феофана Затворника, свт. Филарета Дроздова, проповеди митрополита Владимира Сабодана, толкования на Евангелие свт. Феофилакта Бо́лгарского и т.д. Батюшка удобрял наши души, как хороший садовник удобряет почву. Он учил нас совместной молитве, чтобы мы затем учились молиться сами. Так полюбить молитву, чтобы она стала потребностью души́.

Вообще, отношение к службе было трепетным. Она больше была похожа на монастырскую, с некоторыми сокращениями (кафизма читалась псалом за Славу и канон на четыре). Часы, Междочасия (не всегда), Вечерня и Повечерие (малое или великое, когда какое полагалось), Полунощница, Утреня, Литургия (вначале на воскресной литургии участвовали все прихожане). Пелись Библейские песни. Великим постом, на Страстной неделе, читали Евангелие в три дня: Понедельник, Вторник и Среда (первое чтение длилось 1 час 40 минут). Батюшка стал записывать и в несколько постов сделал полную запись чтения Евангелия. Сейчас её можно услышать на радио «Вера». Утром начинали службу с Утреннего Правила. Пока шла исповедь, читали правило ко Святому Причащению и Каноны. На престольные праздники служились водосвятные молебны с Акафистом, а вечером добавлялась малая вечерня. Аллилуйные службы с поклонами преподобного Ефрема Сирина совершались не только Великим постом, но и в другие посты, когда должна была совершаться такая служба. Одно время на полиелее пели положенные псалмы полностью, полагающиеся на службе чтения засекали по песочным часам (молодёжь располагалась на ковриках, люди постарше на раскладных стульчиках). Мир, с его обыденностью, отступал.

Татьяна Уварова

***

9 дней

Сегодня 9 дней со дня смерти архимандрита Сергия (Обьедкова). 

Ковид, потом ИВЛ, возраст, многочисленные болезни, все такое. С о. Сергием и его приходом на Якиманке я познакомился, когда был на другом приходе, у его одноклассника по семинарии. Несколько раз мы ездили туда. Было незабываемое впечатление. На полу в Никольском приделе лежали шикарные толстые ковры из Президент-отеля (дали на время, потом обратно их вернули, пролежали года два), бра на стенах и паникадил не было, храм освещался свечками и многочисленными лампадками у икон. Прихожане в нужные моменты садились прямо на ковры. Было очень тихо, спокойно и красиво. Потом в составе нашего приходского клироса мы помогали петь клиросу о. Сергия во время освящения храма святейшим патриархом Алексием в 1995 г. А потом так получилось, что мы разошлись с предыдущим священником по разным вопросам, и в 1997 г. я перешел на приход к о. Сергию. Он тогда меня очень сильно поддержал.

На Якиманке я пел три года. Это было очень интересно. Уставное богослужение, внятный отчетливый обиход, осмысленное пение и неспешная служба. По благословению о.Сергия я поступил в Лавру, в семинарию. Связь с приходом не терял, он был как надежная база. После окончания МДА отправился по распределению в Хабаровск. Когда через 5 лет вернулся, то родной Никольский храм в Голутвинском переулке уже год как стал Китайским Подворьем, настоятелем которого был протоиерей Игорь Зуев, с которым мы хорошо знали друг друга по Хабаровску.

А о. Сергий был направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме уже в сане архимандрита. В силу разных причин я так на Святую Землю и не съездил. Когда о. Сергий вернулся вновь в Москву, уже многое поменялось, расстояния стали большими, непосредственное общение прекратилось, так, изредка, поздравления или смс по телефону. Но чувство связи оставалось. Видимо, и о. Сергий сделал для меня все, что мог сделать, и я взял от него все, что захотел взять. Дальше, что называется, самостоятельное плавание. 

Отец Сергий и зелёный чай

Батюшка Сергий периодически чем-то увлекался. Кажется, это было в последний год перед моим поступлением в семинарию. На территории прихода что-то строили узбеки. О. Сергий всегда очень внимательно относился к людям, которые работали в храме, говорил с ними, всматривался в них, заботился о них. На самотек не оставлял, держал, что называется, руку на пульсе. К этим узбекам тоже отнесся по-отечески: ему импонировало, что ребята были работящие и не пьющие, что существенно. Кажется, их кормили обедом в трапезной. И они познакомили о. Сергия со своей манерой пить зеленый чай. 

Естественно, о. Сергий все дотошно выспросил, вызнал, попробовал. И ему понравилось. В трапезной ему стали подавать зеленый чай на завтрак, обед и ужин. Заговорили о том, как надо заваривать, какой чай надо покупать и т.п. Обычно, приготовив чай, он предлагал всем попробовать. Через некоторое время и наши прихожане вслед за батюшкой увлеклись напитком.

Батюшка пил чай по-особенному: выливал чашку чая в суповую тарелку - получалась своего рода большая пиалка. Так, полюбив зелёный чай, О. Сергей приобщил к нему и членов Иерусалимской Миссии. 

P.S.  Фото – конец первого курса семинарии, приехал на приход к о. Сергию за советом. Обсуждали там ряд вопросов по учебе, и богословские тоже. Он меня несколько утешил и поддержал. 

Павел Герасимов

***

К батюшке мы с мужем попали в 1993 году, когда решили венчаться. За спиной у обоих был разнообразный эзотерический опыт, скитания по различным школам и группам, но, видимо, искали мы всё-таки Бога, коли со всем своим багажом милостью Божией оказались в руках опытного духовника – незабвенного батюшки Сергия.

Итак, мы решили венчаться. Но вот в каком храме? Кто-то из знакомых Андрюши сказал: «Если хотите увидеть настоящего священника, идите в Голутвинский храм.» Естественно, мы хотели увидеть НАСТОЯЩЕГО священника! Пришли. Андрюша впереди, я скромно затаившись у него подмышкой. Подходим к священнику. Поздоровались. «Батюшка, мы хотели бы венчаться у Вас,» - вежливо говорит муж. «Так идите в Иоанна воина! - отвечает вдруг батюшка.- Там красиво, богато… А у нас что? Разруха.» «Но мы не хотим в Иоанна воина! – не сдержалась тут я, выскочив из подмышки и устремляясь вперед.- Мы же к ВАМ пришли!» «Да у нас тут и места-то нет, и хор полтора человека,» - продолжает батюшка. «Ну и что? Нам нравится! – напираю я за двоих. «И вообще, зачем это всё: венчаться, потом разводиться….» - в третий раз попытался уклониться батюшка. «Но мы не хотим разводиться! Мы венчаться хотим!»– твёрдо заявила я. Андрюша этот абсурдный диалог уже и не поддерживал, спокойно ждал. «Да это понятно,» - как-то безнадежно махнул рукой странный священник и назначил день венчания.

Так мы познакомились со своим духовным отцом, который родил и воспитал всю нашу семью, крестил всех пятерых детей, двоим из них сам дав имена. И это при том, что после рождения второго ребенка, мертворожденного, и нескольких выкидышей врачи уверенно ставили мне бесплодие. 


2005 г., весна. Крещение Филарета.

Но всё это будет позже. А сначала, почти весь первый год своего воцерковления, мы ходили в храм исключительно по пятницам, вечером. Почему – не знаю. Но мы на всю жизнь полюбили эти батюшкины службы. И сейчас могу закрыть глаза и вновь увидеть разбитый пол, перекрытия, какие-то доски, полумрак, коврики на полу, на которые так неожиданно опускались прихожане во время проповедей… - и услышать тишину, благоговейную, сокровенную тишину, в которой звучит чистое и нежное сопрано нашей юной тогда ещё Танечки-регента и батюшкин голос, его молитва, очень тихая и очень горячая. Нигде и никогда больше не слышала я такой живой тишины…

Первые лет десять, а то и больше, батюшка был неизменно терпелив и ласков. Как вспомню, на какие мои вопросы он был вынужден отвечать, так хоть сквозь землю проваливайся. Но ведь отвечал! Пока совесть не подключилась и не принялась меня угрызать за нетерпение. Со временем поняла, что значительная часть моих вопросов может быть снята книгами, молитвой и просто терпеливым ожиданием ответа, который Господь непременно пошлёт, если вопрос был действительно важен. Это была батюшкина школа. Исподволь, в проповедях, на исповеди, в беседах в трапезной, в разговоре происходило наше воцерковление. Эзотерический дым рассеивался, мозги вставали на место, потихонечку приходило умение отличать добро от зла. Сначала следуя советам батюшки, а потом и сами, мы прошерстили всю нашу огромную домашнюю библиотеку. Сколько ж книг мы спалили тогда! К ужасу нашей подруги с библиотечным образованием. Помню, про книги свт.Феофана Затворника батюшка говорил, что это один из немногих отцов, которых можно читать смело, как Евангелие. Мы и читали.

А батюшка молился. Всегда. И когда мы были одним приходом, и потом, когда много лет он был далеко, и когда  был ласков, и когда впадал в немилость и гневался… Иногда накатывали унылые мысли, мол, оставил нас духовник, забыл. И вдруг Андрюша говорит, что подходил к батюшке под благословение, а он сказал, что всех нас помнит и молится о нас. И тогда будто второе дыхание открывалось. Можно дальше жить. Отец помнит и молится.

Что такое батюшкина молитва, об этом рассказать не то, что сложно, а страшно как-то… Но и умолчать неправильно будет. Поделюсь одной историей. Одно время меня донимало желание узнать, что Господь хочет лично от меня. Ну ведь каждый человек приходит в этот мир со своими дарами, со своей задачей, от каждого Господь ждёт чего-то определенного. Но что именно?! Как узнать? Я прекрасно понимала, что ответ искать бесполезно: в книгах про меня не написано, а задавать такой вопрос кому бы то ни было даже при моей активной глупости я не решилась. Но мучиться и думать в выбранном направлении не перестала. И вот однажды на исповеди, выслушав всё, что я хотела сказать, батюшка вдруг говорит: »А теперь слушайте меня очень внимательно. Я скажу Вам то, что именно от Вас хочет Господь Бог.» И начал перечислять. А у меня от изумления и нахлынувшего ликования перехватило дыхание, отключилась способность соображать и слышать. В результате, в памяти остался лишь один пункт, но попросить повторить я не осмелилась. Теперь, жалею, конечно…

Батюшка был требователен к соблюдению внутренней душевной чистоты. Был период, когда каждый раз на исповеди меня начинало буквально трясти. Батюшка долго терпел, но однажды всё же возмутился:

- Послушайте, почему Вас всё время трясёт?!

- От страха, - честно призналась я.

- Анечка, ну не надо так-то уж бояться, - смягчился вмиг батюшка. – Бог ведь милостив…

- Так я же не Бога боюсь, - ещё честнее призналась я.

- А кого же? – батюшка искренне недоумевал.

- Вас, - сказала, как выдохнула.

- Ну это уже вообще!!!... – сначала у батюшки и слов других не нашлось. Потом посетовал, как же можно до такой степени человека бояться. Благословил и отпустил.

Я отошла от аналоя. И больше меня с тех пор не трясло.

Дети батюшку любили. У нас в храме их всегда было много. Некоторые знакомые удивлялись: священник монах, да еще с таким характером, а детей в храме вон сколько. Удивлялись и тому, как скоро и чинно разнокалиберная ребятня самостоятельно выстраивалась на причастие. Как это сложилось, я не знаю. Видела лишь дважды, как батюшка мягко, но твёрдо отправлял в конец очереди детей, стремящихся встать первыми. Обижались, но слушались, смирялись. 

Много было детей и в нашей воскресной школе. Возникла она спонтанно, но всегда была руководима и опекаема батюшкой. Он приходил на занятия, с удовольствием общался с детьми, расспрашивал их, слушал, шутил. Он беседовал с нами, преподавателями, помогал найти решение в сложных ситуациях. Помню, мы с Сашей вздыхали, что, мол, занимаемся, занимаемся, а всё без толку, каждый год можно одно и то же повторять, всё равно ничего не помнят. А батюшка сказал, что мы слишком скоро хотим плоды увидеть. «Вот если пройдёт много-много лет, ваши ученики вырастут, обзаведутся семьями, и однажды кто-то из них скажет своему внуку, мол, когда я был маленький, то ходил в воскресную школу при храме. Не помню уже, как звали этих тёток и что они  мне рассказывали, но помню, что было мне с ними так хорошо… - вот тогда считайте, что все ваши труды не напрасны.» А ещё батюшка говорил, что в воскресной школе никогда не должно быть скучно: »Пришли вы на урок, открыли свой конспект, над которым неделю трудились, но видите, что не идёт материал, дети явно скучают – закрывайте конспект и хоть анекдоты травите, но скуки в воскресной школе быть не должно.» И каким же подарком стало недавно услышанное от одного из наших первых выпускников: »Я помню нашу воскресную школу. У нас никогда скучно не было, всегда интересно.» 


7 апреля 2005 г. Благовещение.

Низкий поклон Вам, батюшка! И Царствие Небесное! А вот вечный покой вряд ли получится… Мы ведь по-прежнему нуждаемся в Ваших молитвах.

Карповы Андрей, Анна и дети

   ***

Как-то в разговоре со мной батюшка обронил: «Вам нужен  простой сельский священник».

Это было за несколько лет до его отъезда в 2011 году в Иерусалим и ничто тогда не предвещало никаких изменений.

Фраза эта, произнесенная совершенно обыденно, спокойным, тихим голосом, оставалась для меня непонятной многие годы. Зачем мне нужен какой-то сельский священник, когда у меня есть духовный отец, он же мой крестный?

Сразу переспросить не удалось, потом как-то не было подходящего случая, а впоследствии это событие стало забываться.

Но в 2010 году у нас довольно неожиданно появился дом в деревне, в Ярославской области, в 270 километрах от Москвы. Летом и осенью мы проводили там часть своего свободного времени, посещая по праздникам ближайшие храмы и монастыри. Однако, постоянного места для соборной молитвы у нас не было до тех пор, пока в 2013 году, в ближайшем от нас селе,  не возобновились  службы в  храме во имя свщмч. Климента папы Римского и Петра Александрийского (построен в 1779 г.).

История храма типична для России 21 века – в 1937 году храм был закрыт, в дальнейшем использовался как овощехранилище, клуб, контора колхоза и со временем пришел в запустение.

Новый настоятель храма, о.Владимир, занялся восстановлением храма, сформировался приход, в который влились и мы. Отец Владимир оказался тем самым внимательным и любящим «простым сельским священником», о котором говорил о.Сергий, причем в своей священнической жизни повторяя подвиг нашего первого настоятеля.

Мы с женой со временем все больше ценим тишину и спокойную, несуетную жизнь, и кто знает, как у нас все сложится дальше и какое продолжение получит сказанное нашим батюшкой тогда, задолго до произошедшего с нами? 

Виктор и Маргарита Устиновы

***

Первый раз мы с женой увидели отца Сергия в 2015 году, когда только начали воцерковляться. Отец Сергий приехал тогда из Иерусалима в родной храм и служил воскресную службу с настоятелем и другими батюшками. После службы, стоя в очереди ожидающих благословения, мы спросили прихожан, кто этот батюшка.  Нам ответили, что это отец Сергий, прежний настоятель храма. Позже мы узнали от батюшек и прихожан, как он буквально по кирпичику восстанавливал храм. Подходя к отцу Сергию под благословение и глядя в его добрые глаза василькового цвета, ощутили некую умиротворённость. Супруга даже с какой-то лаской отметила, что отец Сергий легкий весь, как облачко.  

К сожалению, мы не знали отца Сергия близко, как духовные чада, но он оставил неизгладимый след в нашей памяти. 

Денис Орешкин

***

"Мы с моей подругой Наташей Ениной много лет убирали храм наутро после ночной пасхальной службы. Вот и в этот день мы окунулись в работу. Помню, что в тот момент, когда батюшка зашёл в храм, я отскребала воск от свечей в центральном приделе. 

Батюшка прошёл в алтарь и через какое-то время позвал: "Матушки, идите сюда". Я, честно говоря, струхнула - в алтарь! Мы с Наташей переглянулись - а вдруг ему нужна наша помощь - и пошли... Зайдя, положили земной поклон, стоим, ждём, что скажет батюшка, а он стоит у Престола и молчит!

И вдруг меня как-будто окунули в море блаженства, оно проникло везде, всю - до мурашек - окутало невыразимое чувство, я не могу его описать! Сколько времени это прололжалось, трудно сказать - минуту, пять, несколько секунд. Как сквозь сон слышу батюшкин голос: "Ну всё, матушки, идите". Мы с Наташей вышли из алтаря, переглянулись, и я поняла, что она испытала то же, что и я...

Наш дорогой батюшка, почувствовав в алтаре присутствие полноты благодати Божией, поделился и с нами этой воистину Пасхальной радостью". 

Марина Третьякова