Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → О Подворье → Воскресная школа → Статьи

Статьи

Воспитание пением

Алексей и Кузьма

   … - Наконец-то я понял, ЧТО в храме поют! – на одной из спевок довольно сказал 11-летний Кузьма, самостоятельно выкладывая ноты литургии в нужной последовательности. Я с изумлением смотрела на сына, который с рождения в храме и уже много лет ходит в воскресную школу. А справа и слева раздавались столь же довольные детские голоса: «И я!», «И я!»…

    Оказывается, пока дети сами не начали петь, всё, что читалось и пелось в храме, оставалось для них в лучшем случае прекрасным, но плохо различимым фоном, а знания, столь щедро раздаваемые воскресной школой, никак не усваивались и не укладывались в голове.

    Разве могли мы представить, два года назад приглашая Бурдуковскую Олесю  «попеть с нами песенки», что таким образом открываем новую страничку в истории нашей воскресной школы – детский церковный хор. В начале весны 2017 года мы ещё пели «Братец Яков, братец Яков…», а на Антипасху 2018 года уже стояли на клиросе и старательно выводили «Ангел вопияше Благодатней…», напряженно следя за говорящими руками Олеси, ставшей нашим горячо любимым регентом. 

    Конечно, были споры: всем ли детям участвовать в спевках или только имеющим слух и голос; удалять ли с занятий тех, кто пришёл просто валять дурака или терпеливо нянчиться с каждым?.. По мнению Олеси, отбор необходим, потому что  фальшивое пение, даже детское, как правило, не даёт настроиться на молитвенный лад ни народу в храме, ни служащим отцам. В большом хоре погрешности не так заметны, у нас же, считает регент, ситуация совсем иная: «Нас даже хором назвать сложно, скорее, ансамблем. Затеряться в толпе не получится, надо работать в полную силу, петь в полный голос и, конечно, чисто. Каждый клирошанин на вес золота.»

    Конечно, было трудно: выстоять службу, отзаниматься в воскресной школе, а потом ещё часа два работать, ведь пение – это работа, причём довольно тяжёлая, требующая дисциплины, усидчивости, внимания, сил. Собственно, благодаря трудностям споры улеглись очень быстро – жить в таком жёстком режиме по воскресеньям решились немногие: Кубрак Ульяна, Дегтярёв Алёша, Карповы Аня, Иван, Филарет, Кузьма и их мама. Самым младшим на тот момент было по 8 лет. Все параллельно занимались в музыкальных школах, так что труд музыканта был им знаком не понаслышке. Время от времени кто-то присоединялся, потом  уходил, но костяк оставался неизменным. Как и наши помощники с клироса – Настя Тимохина и Карпов Егор. Если бы не их уверенные голоса, помогавшие нам держать свои партии, Олесе пришлось бы совсем туго. 

     А ей и так было непросто: сначала две литургии спой, потом потрудись на клиросной спевке, а потом иди в воскресную школу и до темноты оттачивай звучание до слёз сырого и нестройного инструмента  - нашего маленького хора. «Сначала было очень тяжело, - признавалась Олеся, - я совершенно не знала, как работать с вокальным коллективом, ведь моя профессия – теоретик, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Так что на протяжении всей работы исправно действовал и действует метод проб и ошибок.»

    Если мы поначалу занимались как-то бездумно, просто по любви к церковному пению и из удовольствия лишний раз пообщаться в приятной сердцу компании, то у Олеси была цель, и она уверенно к ней шла, таща за собой и нашу расслабленную команду. Тоненькая и хрупкая, она иной раз могла превратиться в остро отточенный кинжал из дамасской стали. Олеся не хотела «песенки», она хотела настоящее богослужебное пение.

    Не знаю, спрашивают ли другие регенты своих певчих, нравится им то или иное песнопение или нет. Наша Олеся спрашивает всегда, «ведь это важно, именно от этого фактора напрямую зависит качество пения и степень проникновения музыки и богослужебного текста в душу ребёнка.» Учитывая наши небольшие ресурсы, упор был изначально сделан на двух-, трёхголосные песнопения: византийские, болгарские, старинные распевы. Потихоньку вводили четырёхголосие, стали учить тропарные и стихирные гласы, обиходные песнопения. «Уровень сложности песнопений должен соответствовать уровню подготовки детей,- подчёркивает Олеся,- лучше выучить на совесть простое песнопение, чем недоработать сложное.» 

     Одним словом, с осени 2018 года наши литургии стали регулярными. Раз в месяц, по субботам, детский хор сослужит батюшке Алексию Прошакову,  директору  воскресной школы. Ребята поют не только литургию, но и панихиду, а также читают часы. Ване даже прокимны доверяли читать и тропари на «Блаженны…». Он больше всех нас дружит с церковнославянским языком, да и чтение предпочитает пению, согласно известной поговорке «Пение красно, а чтение свято». Другим ребятам нравится именно петь. Нравится узнавать теперь уже хорошо знакомые тексты на службе в исполнении взрослого хора. А уж если услышат «наше» песнопение, то начинают радостно переглядываться и улыбаться. Богослужение стало ближе, роднее как-то, дороже сердцу. Если честно, то обычно дети на службе откровенно скучают: молиться не получается, слова песнопений различить сложно, да и понятны они не очень, ноги стоять не хотят, а руки желают срочно что-нибудь делать, уму проще – он свободен летать, где ему вздумается, чем, собственно, и занят. В общем, мука, испытание на выносливость. А вот когда ты поёшь на клиросе, служба пролетает легко и незаметно. Ваню это несколько смущает, так как создаётся впечатление, что труд молитвенный возможен лишь внизу, среди прихожан, а на клиросе не до молитвы, там тексты, ноты, регент – служба. Однако, святой Августин Блаженный считает иначе: «Кто поёт, тот дважды молится». А у святых отцов восточной церкви есть сравнение клироса с печью огненной, где огнём является страх Божий, единственное условие и причина пения, чтобы не выродилось оно в концерт, а певчий в артиста. Собственно, наш небольшой опыт уже показывает, какой прекрасной школой является клирос. Через участие в богослужениях дети исподволь усваивают сложнейшие догматы церковные, учатся благоговению, сосредоточению молитвенному, терпению, учатся понимать и ценить красоту церковнославянского языка. Так, с Божией помощью, батюшкиным благословением и трудами регента Бурдуковской Олеси постепенно и потаённо совершается воцерковление наших детей. 

   … А нас потихонечку становится больше: в прошлом году к детскому хору присоединилась Вита Гузанова,  в этом - матушка Светлана Юсупова. Последнюю литургию с нами и вовсе пел батюшка Алексий Юсупов! Его сильный густой бас давал чуть ли не материально ощутимую опору всем нашим голосам, так  что теперь мы умильно и заискивающе на него посматриваем, в надежде, что и впредь он нас не оставит. Бог даст, запоют и совсем малыши, дети 5-6 лет. Во всяком случае, Олеся уже начала с ними заниматься, а значит других шансов у них и не осталось. 

Автор: Анна Карпова 

Фотографии: Мария Кубрак 

Фотоальбом - "Детская литургия. 26. 10. 2019"

Видео - 2 антифон