Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Россия и Китай → Китайцы в России

Китайцы в России

Китайский транзит

В аспирантуре Белорусского государственного университета культуры и искусства учится молодой ученый из Китая У Пэнфэй. Он православный, принял крещение в зрелом возрасте, имея за плечами высшее музыкальное образование и работу преподавателя в одном из университетов КНР. Что же привело буддиста, а в последствии даосиста к Православию? И как выяснилось, что он не первый христианин в своем роду?

Пэнфэй, как Вы – человек, выросший в стране, где исповедуют буддизм – пришли к Православию?

– Православную веру я открыл для себя через песнопения. Я учился в Харьковской консерватории (Харьковский национальный университет искусств имени И.П. Котляревского – прим.), и в нашу программу некоторые из духовных произведений были включены. Тогда я впервые их услышал, и мне очень понравилось. Понравились те чувства, которые православное пение вызывало в моей душе.

Вы учились на вокальном отделении?

– Да, и параллельно немного работал в театре. После окончания консерватории я вернулся в Китай, проработал там восемь лет, а потом приехал в Беларусь, в БГУКИ, чтобы учиться в аспирантуре.

А где работали в Китае?

– Я преподавал в университете в городе Цицикаре – это на севере страны, недалеко от Харбина. Там есть русские. Говорят они по-китайски, но веру свою хранят. В Харбине есть православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то их было несколько, но сейчас действует только один (здания других храмов сохранились как памятники архитектуры, но православные богослужения в них не совершаются – прим.). 

И спустя восемь лет Вы решили заняться наукой?

– Да. Когда я впервые приехал в Минск, стал думать над темой своего исследования. Очень хотелось связать свою работу с изучением православного искусства. Я задал вопрос своему научному руководителю (Лариса Александровна Густова-Рунцо, доктор искусствоведения, профессор кафедры белорусской и мировой художественной культуры БГУКИ – прим.) возможно ли это. Лариса Александровна ответила, что да, я могу. К тому времени я уже многое знал о православном искусстве, но мне хотелось вникнуть еще глубже. Я стал посещать воскресную школу, изучал основы веры.

Вы раньше были буддистом?

– Да, сначала буддистом, потом даосистом, а потом стал христианином.

Что же Вас побудило принять крещение?

– Это нельзя объяснить с рациональной точки зрения. Я ощутил что-то такое, что нельзя описать словами. Я слушал песнопения, посещал храмы, стал молиться. И в какой-то момент я это почувствовал, почувствовал присутствие Божие. 

А о чем Вы пишете в диссертации?

– Я сравниваю буддистскую и православные культовые церемонии. Вы знаете, есть много общего и в религиозном календаре, и в обрядах.

А какое главное отличие?

– Главное отличие Православия от чайн-буддизма в том, что в центре православной религии – Бог, а в центре буддизма – фо (так называют будду), человек. Фо для буддистов является символом вечной жизни и внутреннего совершенствования, но он не Бог, он человек. Человек в буддизме стремится достичь нирваны, попасть в этакий западный рай. Будда достиг этого. Но он не Бог. Можно найти хорошего учителя, который будет тебя вести по пути к просветлению. Но это не то. В Православии я говорю с Богом через молитву. Есть каноны. В буддизме нет канонов, и ты сам должен поверять свои поступки, хороши они или плохи. Там говорится, что в каждом сердце живёт будда, если ты поступаешь хорошо, и его там нет, если ты поступаешь плохо. Но у меня возникает вопрос: а что значит «хорошо» и что значит «плохо». Православие дает на это ответы. Оно помогает выстроить жизненный путь, дает ориентиры.

Вы крестились?

– Да, в 2017 году я принял Крещение в Свято-Троицком храме Минска.

А как отнеслись к этому Ваши близкие?

– Прежде чем принять крещение, я спросил у моей мамы, могу ли я это сделать. Она ответила: «Да. Ты знаешь, твой прадедушка тоже был христианином». Правда, я не знаю, к какой именно конфессии он принадлежал.

А Ваша супруга как относится к Православию?

– Хайнин нравится православное искусство. В первый ее приезд в Беларусь мы были в Витебске, посетили семинарию, побывали в разных храмах. Это ее второй визит сюда. На этот раз в Минск, и здесь мы тоже посещаем церкви, и ей это интересно.

Хайнин привезла очень красивую вышитую икону в подарок Вашему научному руководителю. Она сама ее вышила?

– Да, сама.

Наверное, много времени ушло на это?

– Два месяца.

Но ведь чтобы вышить так тонко, надо познакомиться с иконописью, изучить основы…

– Да, она сама изучала и вникала.

Пэнфэй, вы планируете вернуться в Китай?

– Я ещё не решил. Хайнин преподаёт в Китае, а мне еще предстоит учиться. А что будет дальше – время покажет.

Беседовала Анна Галковская
Публикация интернет-издания Собор.by